История ледокола "Ангара"

«…до войны у нас в поселке была построена пекарня, в которой как помню, стряпали свой хлеб. Долгое время хлеб стряпала Ломакина Шура, хлеб у нее все время получался очень хороший, а вкусный какой, душистый…Муку заво­зили к нам из порта Байкал на пароходе «Ангара» все ждали его как чудо ка­кое... Бывало, как придет, гудок как даст, как услышим все на берег встре­чать…С парохода в Устье все приходили матросы, смущали наших девок. Ты знаешь - две у нас вышли за них замуж и уехали с ними в Иркутск. Их конечно немного так старики осуждали за это, но че поделаешь…вот так, и жили… »

Друзья, на нашей улице небольшой праздник которым мы хотим поделиться и с вами. Эта статья - пятисотая на нашем информационном портале и посвятить её мы хотим как вы уже, наверное, догадались ледоколу, каждый приход которого для устьенцев когда-то был настоящим праздником... 

...В конце XIX столетия началось строительство Сибирской железнодорожной дороги. Чтобы завершить работы как можно скорее и пустить первый поезд в максимально короткие сроки, рельсы начали прокладывать сразу на нескольких участках. Однако еще в самом начале строительства Кругобайкальской железной дороги стало ясно, что особенности природного ландшафта доставят немало трудностей и, как следствие, задержат открытие движения на всей магистрали. Поэтому министр путей сообщения князь Хилков предложил открыть временную железнодорожную паромную переправу через озеро Байкал. Комитет по постройке Сибирской железной дороги идею поддержал и в конце 1895 года заказал английской фирме "Сэр В.Г.Армстронг, Витворт и К" изготовить в разобранном виде паром-ледокол. В начале января 1898 года части судна уже доставили в Лиственичное и начали собирать. Ледокол назвали "Байкалом".

В то же время Комитет решил заказать в Англию еще один ледокол, только меньших размеров, который бы стал для "Байкала" своеобразным помощником. Контракт с той же фирмой был заключен в конце 1898 года, а уже в июне 1899 в Лиственичное по железной дороге прибыли части нового ледокола. Сборка младшего брата "Байкала" началась 18 июня. Работы шли в ускоренном темпе, ежедневно на строительстве трудились около 300 человек.

Почти год спустя, 25 июля 1900 года состоялся торжественный, с молебном, спуск на воду ледокола, получившего название "Ангара". Она была меньше и выглядела элегантнее "Байкала" — небольшая надстройка, высокие, скошенные назад трубы.

Размеры судна: длина — 61 метр, ширина — 10,7 метров, высота борта — 7,6 метра, осадка кормой при полной загрузке — 4,7 метра. Корпус ледокола стальной, клепаный, толщина ледового пояса, расположенного в районе ватерлиниии — 25 миллиметров. На судне установили четыре огнетрубных котла (тип паровых котлов, в которых вода находится в межтрубном пространстве) локомобильного типа, а в качестве топлива использовали каменный уголь Черемховского разреза. Запаса в 230 тонн хватало на 115 часов хода судна. На "Ангаре" оборудовали каюты для пассажиров первого и второго класса на 60 мест, а для третьего класса в кормовой части — на 100 мест. Грузоподъемность ледокола — 250 тонн.

Первым капитаном судна назначили Иоганна Фридриха Мазура. Ежедневно оба ледокола совершали по два рейса между пристанями Байкал и Мысовая, затем из-за неприспособленности к зимним рейсам вместо Мысовской гавани стали использовать Танхой. Ледоколы ходили по Байкалу со второй половины апреля до середины января следующего года.

В 1906 году, после ввода в эксплуатацию Кругобайкальской железной дороги, "Ангара" редко выходила в море. Начальник переправы Заблоцкий попытался добиться разрешения у Министерства путей сообщения использовать ледокол для рейсов на север Байкала. Однако владельцы частного пароходства взбунтовались — они посчитали, что это может привести к упадку их предприятия. К тому же содержание двух ледоколов обходилось министерству недешево. В навигацию 1907 года "Ангара" уже не вышла. Экипаж ледокола был сокращен, на судне остался только боцман Есипов и несколько матросов для поддержания порядка.

10 лет простоял ледокол без работы. В конце 1916 года "Ангара" совершила рейс до Нижнеангарска. Капитаном судна назначили Вячеслава Григорьевича Базилевского.

28 января 1918 года, спустя 10 дней после подписания Лениным декрета "О национализации торгового флота", Комитет Советских организаций Восточной Сибири принял постановление о национализации имущества Ангарского, Байкальского и Селенгинского пароходств, в том числе и Байкальской железнодорожной переправы. В это же время ледокол переоборудовали для пассажирских перевозок.

Разгорелась Гражданская война. По предписанию начальника штаба Прибайкальского фронта Меера Трилиссера в Лиственничном начали готовить флот к военным действиям, в том числе и "Ангару". На ледоколе установили две полевые пушки и четыре станковых пулемета "Максим", капитанскую рубку обшили мешками с песком. "Ангара" стала активной участницей боевых действий: вела разведку у станций Утулик, Мангутай, обстреляла бронепоезд, участвовала в десантных операциях и освобождении села Голоустного от белочехов. В середине августа 1918 года сгорел ледокол "Байкал" — белогвардейский снаряд угодил в корму, начался пожар, спасти судно было невозможно.

Осенью 18-го года собственником "Ангары" снова стала Байкальская железнодорожная переправа. В соответствии с расписанием почтово-багажных рейсов по Байкальскому озеру парохода "Ангара" на навигацию 1919 года ледокол ходил один раз в две недели по вторникам утром от пристани Байкал до Нижнеангарска и заходил по пути в Голоустное, Песчаную, Крестовую, Малое море, Горячинск, на остров Ушканий, Курбулик, Котельниковский маяк, Горемыку.

Ледоколу довелось стать и местом массового убийства. В конце 1919 года под Иркутском была отбита атака атамана Семенова. Он отступил к Байкалу, вслед за ним из города сбежал генерал Сычев и захватил с собой 31 заложника из тюрьмы, считавшихся противниками колчаковского режима. Всех арестованных поместили на ледоколе в каютах третьего класса. 6 января 1920 судно вышла из порта Байкал в направлении Лиственничного. Заложников по одному выводили на палубу, били по голове и сбрасывали за борт.

Весной этого же года командарм 5-й армии Матиясевич получил сведения о возможной оккупации Японией Восточной Сибири и отдал приказ об укреплении сухопутных и водных границ. Одновременно началось формирование Сибирской военной флотилии, на Байкале был создан Байкальский отряд судов под командованием Евгения Фрейберга. На озеро доставили 8 легких боевых катеров. "Ангара" под командованием Отта стала флагманом Байкальского отряда. Ледокол вооружили четырьмя морскими дальнобойными орудиями, а также снабдили радиотелеграфной станцией. Большую часть команды заменили прибывшими моряками с Балтики. И снова "Ангара" стала военным кораблем.

До декабря 1922 года обстановка на Байкале оставалась неспокойной. Ледокол отправили в очередной рейс в Баргузин. Уже на обратном пути в районе Горячинска корабль затерло льдами, где ему и пришлось оставаться до весны.

Более крупную аварию потерпела "Ангара" в конце 20-х годов. Судно шло в сплошных льдах в районе полуострова Святой Нос. Впереди возникли высокие торосы. Вахтенный скомандовал рулевому взять влево, чтобы обойти их. Корабль накренился, и вдруг "Ангару" потряс сильный удар — судно напоролось на "банку" (участок морского дна, над которым глубины значительно меньше окружающих), и она завалилась на правый бок. Вода хлынула в большую пробоину. Спасло ледокол то, что он зацепился днищем за "банку". Команду эвакуировали в Усть-Баргузин, а полузатопленная "Ангара" так и осталась зимовать на месте аварии. 

Летом судно подняли, 6-метровую пробоину заделали с помощью цементного ящика, и какое-то время "Ангара" плавала с ним. Затем было принято решение о капитальном ремонте судна.

В мае 1932 года "Ангара" вышла в рейс под командованием Михаила Русанова, сосланного на Байкал с Черного моря. В этом же году сильный шторм выбросил на берег пароход "Лейтенант Шмидт", и ледокол стал вместо него ходить по Ангаре, от Иркутска до Заярска, перевозить пассажиров, грузы, буксировать баржи и плоты.

В 1941 году составили проектно-сметную документацию на капитальный ремонт судна. Но начавшаяся Великая Отечественная война отодвинула ремонт на неопределенное время. "Ангара" стала работать в еще более напряженном режиме: доставляла на север Байкала разные грузы, оттуда — полные трюмы омуля, перевозила эвакуированных. Ушедших на фронт из команды "Ангары" заменяли женщины — они трудились матросами, кочегарами и даже рулевыми.

О капитальном ремонте снова заговорили лишь в 1949 году. Сначала пришлось отремонтировать стапель, чтобы поднять судно на берег, а потом уже дело дошло и до "Ангары". Корабль снова спустили на воду 10 лет спустя: 25 июля 1960 года ледокол покинул порт Байкал и взял курс на Усть-Баргузин. Ледокол успешно справлялся со всеми поставленными задачами.

Однако в навигацию 1963 года "Ангару" уже не пустили: по техническим показателям теплоход "Коммунист" уже превосходил старушку. Судно осталось стоять в порту в ожидании решения его судьбы.

В 1967 году ледокол передали Иркутскому областному комитету ДОСААФ. "Ангару" отбуксировали в Иркутское водохранилище. Сначала она стояла в заливе на 21-м, потом на 28-м километре Байкальского тракта. В 1975-м ДОСААФ отказался от "ржавого балласта". Что делать с легендарным кораблем, не знал никто.

Накануне празднования 60-летия Октябрьской революции горисполком принял решение о восстановлении судна и об открытии на нем музея истории революции и Гражданской войны в Сибири. "Ангару" отбуксировали сначала залив у плотины ГЭС, затем — в водохранилище у Мельничной пади, где из-за сильного ветра она опрокинулась набок и наполовину затонула. В воде легендарный ледокол провел несколько лет. Общественность города искала способы привлечь внимание властей к погибающему кораблю, найти средства на его восстановление.

В мае 1987 года облисполком принял решение "О мерах по дальнейшему улучшению охраны, реставрации и использованию памятников истории и культуры в свете решений 17-го съезда КПСС". В этом решении один их пунктов касался "Ангары": "Иркутскому горисполкому совместно с Восточно-Сибирским речным пароходством рассмотреть возможность реставрации и использования ледокола "Ангара". Чиновники отнеслись к этому без энтузиазма, ссылались на отсутствие денег, технические причины. На пленуме Иркутского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) было решено собрать средства на ремонтно-восстановительные работы за счет добровольных взносов от граждан и трудовых коллективов и официально сообщить об этом горисполкому. Власти определили заказчиков, подрядчиков, и работа началась.

Летом 1988-го началась подготовка к поднятию "Ангары", а уже в январе следующего года в Чертугеевском заливе на судне полным ходом — с 8 до 23 часов, без выходных — шла работа по восстановлению ледокола. 

В 1990 году отреставрированный ледокол занял свое почетное место в заливе ГЭС у специально построенного пирса. Весной 1991 года состоялось торжественное открытие "Ангары", переданного в вечное и безвозмездное пользование Иркутскому отделению ВООПИК. В то время в нем размещалась экспозиция Иркутского краеведческого музея "История судоходства на Ангаре и Байкале".

В данное время на корабле размещается культурно-досуговый центр Иркутского речного отделения общества охраны памятников "Ледокол "Ангара". В нем работают морской клуб "Встреча поколений", детская студия архитектуры и дизайна "Байкаленок", в ближайшем будущем начнет свои занятия детская морская школа.

Сотрудники центра готовят открытие экспозиции по истории ледокола "Ангара", рассказывающей о судьбах людей, так или иначе связанных с кораблем. Уже собрано множество фотографии, документов. Есть даже предположения, что на "Ангаре" ходил адмирал Колчак. Экспозиция открылась 25 июля 2005 года — к 105-летнему юбилею "Ангары".