14:58
Советский период в истории поселка Усть–Баргузин. Часть I


«Только та страна, в которой люди помнят о
своем прошлом, достойна будущего».

Человеческая мудрость


После отречения от престола Государя императора Николая II в России пало самодержавие, вся власть в бывшей империи перешла в руки Временного правительства во главе с Керенским А.Ф. Весна 1917 года напоминала собой бурлящий котел, впервые в истории государства Российского огромное количество рабочих, солдат и просто сочувствующих, а попросту, если называть все своими именами люмпен-пролетариатом были волей неволей вовлечены в политическую жизнь.

Первая эйфория от накативших было чувств, уже проходила, и на ее место вставало начало грядущих противоречий в российском обществе. Разделившее впоследствии, как мы знаем, некогда единое общество на «красных» и «белых». Но до этого еще нужно было дожить, а на первоначальном этапе страна разделилась на две ветви власти - Временного правительства как органа власти буржуазии и Советов во главе с Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов, выражавших революционную диктатуру рабочего класса и крестьянской бедноты.

События в столице не могли остаться не замеченными в Иркутске и Верхнеудинске, и уже оттуда начинает просачиваться в уезд в Баргузин и с. Усть–Баргузин.

Доподлинно не известно как подобное известие встретили жители села, но возможно большинство из них были всерьез обеспокоены, так как с крушением монархии ломался привычный и многовековой уклад жизни « В Баргузине власть в свои руки берет комитет общественной безопасности, председателем которого становиться бывший кандидат в депутаты царской думы, середняк Александр Александрович Новиков. В состав комитета входили купец и золо-топромышленник С.А.Новомейский, братья Буцановы (меньшевики), чиновник Колмаков».

Основная деятельность комитета сводилась к назначению волостных и сельских старост, отвода участков под строительство домов, сенокосных угодий и т.д. В Усть-Баргузине с назначением нового волостного старосты приводятся в порядок дела предшественника. После молебна совершенного священником с населением были проведены встречи и беседы по поводу событий в столице и России в целом. Отдельный разговор относился и к войне. Последнюю предполагалось вести до победного конца. Вместо портрета государя императора Николая II был «вы-вешен» портрет Керенского А.Ф.

В течение всего 1917 года поселок продолжает жить своей жизнью, возможно, такая пассивность может говорить только о том, что простые люди были далеки от политических страстей и были совершенно не заинтересованы в том, что творилось в центральной части России.

Несмотря на то, что пропаганда заезжих агитаторов среди местного населения проводилась не регулярно, все это естественно не встречало единодушного интереса среди сельчан, так как людей интересовали более насущные проблемы. Короткое сибирское лето заставляло поторапливаться по заготовке сена для домашней скотины, нехитрого сбора урожая на собственных огородах, прибрежная рыбная ловля и заготовка дров для обогрева домов для спасения от зимней стужи. Для освещения домов применялись сальные свечи, более зажиточные используют в своих домах керосиновые лампы с «карасином». Ну и ожидание, которое свойственно всем людям - скорейшее окончание войны и возвращение родных домой.

После того, как в октябре 1917 года власть в Петрограде захватили большевики, начинается политика национализации частной собственности. Новую власть в уезде поддержали местные большевики из бывших политических ссыльных. Так первым делом новой власти в Усть-Баргузине стало изъятие части сетей у рыбопромышленников. На этой основе и был организован рыболовецкий кооператив «Байкал», во главе которого становиться большевик Гурий Петрович Башаров. Против подобных действий выступило баргузинское и устенское купечество, рыбопромышленники, золотопромышленники, представители других партий находящиеся с агитацией и, конечно же, существующий комитет. Комитет принимает срочные меры по устранению беспорядков путем агитации среди местного населения по не допущению большевиков к населению. Вывешивается даже плакат «Долой советскую власть и большевиков!». До конца 1917 года политическая жизнь в уезде не носит еще открытой конфронтации, все «остается по–старому и казалось, что события в Петрограде не коснулись далекого уездного города…».

С этим последним определением хотелось бы согласиться, так как люди не знавшие крепостного права продолжали жить своим укладом и главной заботой о своих детях и стариках. Но затишье было временным явлением перед теми грандиозными событиями, которые готовили дальнейшее развитие поселка, а значит и продолжение его славной истории.

С началом Гражданской войны в России с новой силой накаляются отношения между большевиками и сторонниками Баргузинского Комитета общественной безопасности. «В один из июльских дней 1918 года в Усть–Баргузин из Баргузина приехал эсер Корнаков, по решению уездного комитета было решено устроить встречу отряду белочехов, посланных из Иркутска местным сторонникам Белого движения. Прибывший однако отряд не нашел радушного приема которого ожидал увидеть. Не желая пролития крови среди местного населения, чехи вернулись обратно на пристань Байкал (порт Байкал в Иркутской области)». Известно также, что впоследствии с началом иностранной интервенции и занятием японскими войсками Забайкалья в поселок прибывает вооруженный отряд японцев. Однако, сделав робкую попытку арестовать местных большевиков, японцы вскоре отказались от своей идеи, так как не имели проводников, и какого либо представления о местности, по которой предполагали первоначально передвигаться. «Нисмотря ни на что, вплоть до открытых угроз, кооператив «Байкалец» продолжает свою работу, пробольшевистки настроенное правление ведет подпольную агитацию среди простого населения Усть–Баргузина и его окрестностей. Среди жителей уезда «…разъясняются идеи большевистской партии, разоблачается «предательство» меньшевиков и эсеров».

В начале августа 1918 года Советская власть в уезде пала. Новым «хозяином» становиться эсер Быков Е.Е., при котором восстанавливается власть волостных старост в Усть-Баргузине и Читкане. Вновь оживляется частная торговля не уехавших в Монголию и Харбин купцов. Казалось, что большевики больше не вернуться. Но вскоре до Быкова доходят слухи, что в Усть-Баргузине и других селах уезда была сорвана мобилизация в Белую Армию. Для того чтобы не допустить колебания среди населения и перехода значительной его части на сторону большевиков, управляющий уездом отправляет срочное письмо управляющему области эсеру Таскину в Верхнеудинск с одной лишь просьбой  -оказать содействие по предотвращению большевистской заразы и прислать в уезд вооруженный отряд для проведения мобилизации. По словам Быкова местный отряд самообороны, состоящий из местных жителей не занимается своими прямыми обязанностями, а постоянно пьянствует и бесчинствует. Таскин получив письмо и понимая насколько важно сохранить свое влияние в Баргузинском крае высылает на помощь Быкову в «…начале 1919 года отряд карателей – сотню казаков с ротмистром Стренге. Все каратели носили на рукаве особую эмблему: изображение черепа со скрещенными костями и буквами ОМО (особый маньчжурский отряд). Они разъезжают по селам и улусам уезда, и расправляются со всеми теми, кто поддерживал большевиков или вел агитацию против мобилизации молодежи в Белую Армию». С середины 1919 года территория Баргузинского уезда превращается в противостоящие друг другу группировки, разделенные по классовому признаку, которые ведут между собой вооруженную борьбу. От подобных действий братоубийственной войны страдает в первую очередь мирное население. В начале 1920 года, в результате побед частей красных над белогвардейцами и интервентами на основных фронтах Гражданской войны, активизируются партизанские выступления в Прибайкалье и Забайкалье. Причем партизанские отряды были не только большевистскими, но и белогвардейскими. В качестве примера хотелось бы указать то обстоятельство, что мародерства и расстрелы без суда и следствия существовали в то время почти повсеместно.

 Так вот, чтобы поднять дисциплину в воинских частях Высший военно-революционный суд наказывает строго, вплоть до расстрела, за хулиганство, пьянство, мародерство, неподчинение приказам командиров и другие нарушения принципов пролетарской дисциплины. «В ночь на 13 января 1920 года в Баргузине местными большевиками был совершен переворот. Было арестовано все местное военное и гражданское начальство. Захвачено управление милиции, в котором нашлось дополнительное количество оружия, с которым большевики разоружают немногочисленных солдат местного гарнизона и захватывают телеграф. Была установлена власть военно-революционного совета во главе с местным большевиком Яковом Вишняком». Населению о событиях прошедшей ночи сказали, что «…дискритировшая себя «власть насильников» свергнута и о воссоединении края со всей остальной Россией, о запрещении арестов, обысков и реквизиций….». Понятно, что эта была своеобразная ширма. Пришедшие на смену Быкова и его людей большевики пытались теми же посулами, окрашенными только в иной цвет привлечь на свою сторону простое население уезда. 24 января 1919 года в Усть–Баргузине состоялось общее собрание граждан, на котором по инициативе местных большевиков и товарищей из Баргузина было решено собрать 20 тысяч рублей в качестве добровольных пожертвований Баргузинскому уездному ревкому для организации народных дружин и для покупки оружия и боеприпасов для отпора контрреволюционным силам. Кроме этого было выделено два человека из местных с двумя лошадьми с верным сопровождающим для поездки в Иркутск с целью приобретения оружия.

С 26 по 27 января в Баргузине состоялся первый Баргузинский съезд народных представителей, на котором присутствовали все выборные лица уезда. На съезде были решены самые насущные вопросы. В первую очередь создавались боевые отряды для борьбы с белогвардейцами и интервентами. Предполагалось послать отряд на помощь читинским товарищам для организации вооруженного выступления против атамана Семенова. Попутно были решены вопросы по продовольствию и по назначению выборов в исполнительный комитет «…съезд постановил и считает неотложной задачей борьбу с бандами Семенова до окончательного их уничтожения…». Такие и им подобные решения, как уже говорилось выше, были вполне обоснованными и признавались вполне справедливыми и принимались большинством голосов. И не стоит удивляться, что сам факт Гражданской войны в России, расколовший некогда единое общество, до сих пор не до конца изучен из-за многих противоречий во взглядах и мнениях современного российского общества.
 
25 января 1920 года скончался от воспаления легких генерал Каппель В.О. в деревне Верхнеозерская расположенной не далеко от современного Улан–Удэ. Незадолго до своей смерти он передает свое командование генералу Войцеховскому С.Н., который принимает смелое на то время решение подготовиться к долгому походу остатков войск по двум направлениям: первый, минуя Иркутск до станции Мысовая (Бабушкин) на Верхнеудинск (Улан-Удэ), Петровский Завод, Хилок, Чита. И второй под командованием генерала Сукина (умер от тифа и похоронен в с. Душелан. прим.авт.) и полковника Камбалина А.И. от Жигалово на Онгурен, оттуда до с. Усть–Баргузинкое, Баргузинск (Баргузин прим. авт.) далее тайгой до Романовки и на Читу. 

  Вот именно об этом втором отряде в количестве в 1600 человек плюс обоз с женами и детьми офицеров, ранеными и обмороженными солдатами и иркутскими обывателями, которые присоединились в пути поведем мы дальнейший рассказ. Речь будет идти о занятии Усть-Баргузина. «Выход белых на Байкал в тыл штаба Восточно–Сибирской Красной Армии был несколько неожиданным и внезапным. Это можно объяснить запаздалой и не своевременной переброской дивизии Бурлова Н. с острова Ольхон и слабой подготовкой к обороне в Баргузинском уезде. Уездный ревком, встревоженный сообщением направляет в Усть–Баргузин отряд из 20 человек, в основном из «членов исполкома и местных коммунистов». К ним присоединяются устенские партизаны под командованием Башарова Г.П. Большая часть населения Усть–Баргузина была спрятана в близлежащих лесах. Это подтверждается рассказом Башаровой (Богатых) Ефросиньи Николаевны (1915 – 1996 гг.) «…я маленькая была в то время еще, но там помню еще нас мужики всех рябятишек и баб там спрятали на ставниках на озере Арангатуй в 25–30 км от Устья… там мы были долго, 10 или 15 дней, пока все не затихло и не прошло, потом вернулись домой в Устье. Вот так оно, понимаешь, паря, и было». Отступавшим частям белогвардейцев предстояло покрыть расстояние по льду в 90 км. И стараясь не вступать с местным населением в контакт, среди них могли быть, и партизаны, поэтому предполагалось как можно скорее уйти по вверх по Баргузинской долине в Читу. Ранним утром 4 марта 1920 года передовые части вступили на лед Байкала и уже к 7–8 часам утра приблизились к нижнему изголовью полуострова Святой Нос. До берега было рукой подать, а дальше как Богу будет угодно. Но для того чтобы пересечь Баргузинский залив, нужно было преодолеть еще несколько километров, но вот когда до берега оставалось несколько десятков метров и были видны крыши первых домов, из-за торосов послышались выстрелы из охотничьих берданок «…не знаю там паря попал я или нет одно помню глаза это там закрыл ну и пальнул там наугад, а куда кто знат…». Через некоторое время выстрелы прекратились, но чтобы войти в поселок колонне пришлось дожидаться сумерек, прячась среди торосов, и только под покровом темноты занять оставленный Усть–Баргузин «…Охваченные бодростью, радостью и надеждой, мы поздней ночью 4 марта вступили в село Усть–Баргузинское. Неожиданно и неприятно поразил, впервые за весь сибирский долгий поход, отсутствие жителей в таком большом и оживленном торговом селе. Богатые и бедные дома, многочисленные надворные постройки - сараи, амбары, хлева и конюшни были пусты, все брошено на произвол судьбы.
 
Внутри домов царил беспорядок- от сдвинутой со своих мест обстановки, разбросанной повсюду одежды, белья, всякого тряпья, посуды и других предметов домашнего обихода. Вместо спокойного теплого ночлега пришлось довольствоваться промерзшими и нетопленными избами, самим разыскивать продовольствие и фураж. Штаб колонны остановился в доме какого–то богатого еврея, на что указывали некоторые предметы обстановки и религиозного культа… Отсутствие жителей не дало нам возможности собрать более подробные сведения о дорогах, противниках, настроении населения и о средствах продовольствия… ». На следующее утро колонна вышла из Усть-Баргузина и направилась дальше на Баргузин, рассчитывая найти проводника из местных жителей и уйти через занесенную снегом тайгу на Читу к атаману Семенову. Это событие осталось незамеченным населением Усть–Баргузина, так как по воспоминаниям того же полковника Камбалина открывается более пространная картина того времени «…Можно предполагать, что часть населения уехала в г. Баргузин, а кое-кто из малоимущих скрылись на заимки в соседнюю тайгу и горы». И лишь по воспоминаниям немногих очевидцев той ранней весны 1920 года мы можем восстановить события Гражданской войны в крае.

С образованием весной 1920 года Дальневосточной республики (ДВР) в состав которой автоматически был приписан Баргузин и все населенные пункты, приписанные к нему. 

Период времени с 1922–1923 гг. характерен тем, что в это время на территории подчиненной ДВР идет образование местных органов власти. Время образования Усть–Баргузинского Совета и его исполнительного комитета, как действующего учреждения Советской власти и местного управления, относится к этому периоду. Уже 14 ноября 1922 года собрание народных комиссаров ДВР постановило – принять на всем русском Дальнем Востоке Советскую власть. Последнее обстоятельство было сделано не без нажима Кремля чтобы окончательно подавить очаги сопротивления населения, которое не все еще пока приветствовало новую власть. Для этого предстояло проделать большую работу по созданию революционных комитетов на местах. С этой целью в Баргузин и были отправлены соответствующие лица, которые по приезду в уезд организуют Баргузинский уездный ревком, а в центрах волостей создаются дочерние волостные революционные комитеты. В центре Низовской волости в с. Усть-Баргузин был создан местный волревком. Каких-либо документов отражающих первые шаги Низовского волревкома не сохранилось, за исключением только ежемесячных отчетов перед уездным ревкомом. В этих отчетах в частности говорится об общем количестве населения в волости, их социальном положении, принадлежавшей им собственности, отношении к Советской власти, числе часовен и лиц, попавших под подозрение как не благонадежных и т.п. Таким образом, можно предположить, что начавшееся массовое наступление большевиков на оставшихся в живых сторонников старой власти привело к тому, что слабое сопротивление представителей дореволюционной России, состоящей в основном из эсеров, потерпело поражение в уезде перед растущим влиянием первых. Что и обеспечило большевикам легкую победу над умами и сознанием простых людей. 

В 1923 году в РСФСР проводится территориальное районирование по упразднению бывших губерний и уездов, которое привело к тому, что происходит и районирование и на территории бывшей волости, все населенные пункты которой превращаются в хошуны. Центр бывшей волости смещается из Усть–Баргузина в село Горячинск. В апреле 1923 года в Усть–Баргузине, согласно сохранившимся документам, первым председателем ревкома был выбран «Кожевников Иван Дмитриевич из середняков, в заместители ему был назначен, бывший политкаторжанин Некрасов Константин Федорович, им в помощь на должность секретаря был назначен Даниленко Николай Николаевич из сочувствующих…».

С созданием волревкома начинается создание постоянных органов власти и в других населенных пунктах бывшей волости. Уже в мае 1923 года сельские советы были созданы в селах: Усть–Баргузине 26 мая, Башарово (Макаринино) 25 мая, Адамово 26 мая, Максимихе 27 мая. В состав Усть–Баргузинского сельского совета были избраны «…председатель Лобанчук Сергей Петрович, его заместителем становиться Скосырский Степан Степанович, секретарем Башаров Кондратий Петрович». Однако впоследствии борьба со всем «старым и загнивающим» привело к тому, что середняк Кожевников был смещен со своей должности, а на его место был назначен Некрасов К.Ф. «протокол № 1 уездной комиссии по выборам в волостной совет по Низовской волости, назначается комиссия в следующем составе: председатель комиссии Некрасов К. Ф., членами комиссии становятся Падзик Г.И. и Денисенко Н.Н., согласно протоколу №5 общее руководство по проведению выборов в Совет по Низовской волости было возложено на Гершевича С.Г.».
 
  7 июня 1923 г. в Усть–Баргузине прошел волостной съезд Советов, на котором были приняты следующие решения: «1. Доклад о деятельности волревкома (докладчик Кожевников). 2. Выборы волисполкома и председателя исполкома.(докладчик Гешевич). 3. Избрание депутата на уездный съезд Советов. Председателем волисполкома был избран Низовцев А.С., его заместителем становиться Башаров А.Д., секретарем был выбран Денисенко Н.Н., делегатом на уездный съезд избран Низовцев А.С. Таким образом, Низовской волостной Совет подошел к середине 20-х годов как самостоятельный и постоянный орган Советской власти. Со своими представителями на уездных и других собраниях…».

  Если бы у нас была возможность вернуться в то далекое время, то мы бы увидели с вами, что власть исполкома Низовской волости на тот момент распространялась почти на ту же территорию, что и на территорию нынешней Усть–Баргузинской администрации, а также принимая во внимание и то обстоятельство, что функции с незначительными поправками пережили время и дошли до нашего времени. Минуя такие территориальные изменения как Бурят–Монгольская АССР и поздним переименованием в Бурятскую АССР и уже в наше время преобразованием в Республику Бурятия.
 
  Заканчивая рассказ об органах самоуправления, хотелось бы сделать небольшой вывод, что днем рождения Усть–Баргузинской администрации является 7 июня 1923 года, что дает все основания существования на территории поселка первого государственного учреждения.

Как уже говорилось, что торговля в поселке до революции осуществлялась различными купеческими фамилиями, которые вели частную торговлю с рук. Несмотря на то, что общество уже жило при советской власти, некоторые из купцов все же продолжали держать лавки на свой страх и риск. Но, уже начиная с 1925 года с ужесточением политического режима в стране и свертыванием НЭПа в поселке начинает действовать «…потребительское общество, председателем которого становиться Ржепковский М.Ю., по членским взносам было собрано 150 рублей, из которых 100 рублей ушли на приобретение товаров, которые на тот момент состояли из одного ящика папирос и двух ящиков мыла…». Так изживалась частная собственность и на ее место заступала государственная, которая с улучшением финансового положения сельпо окончательно лишила заниматься частной торговлей оставшихся в поселке купцов Купора и Меньшикова, которые вскоре после этого решения навсегда уезжают из поселка.
 
В 1927 году с упразднением волостного деления в Бурят–Монгольской АССР, Горячинская волость перестает существовать как территориальная единица. Перечисленные выше сельсоветы были распущены и на их место вместо Горячинского волостного Совета приходит Усть – Баргузинский поселковый Совет депутатов трудящихся. «На 16 сентября 1927 года в составе поссовета входили следующие села: Башарово, Адамово, Зорино, Максимиха и Кулинный хутор. Общая численность населения на тот момент составляла 1332 человека и 248 дворов. Имущественный состав населения был следующим: бедняков 161 хозяйство, середняков 97 хозяйств, зажиточных 6; всего на территории сельсовета насчитывалось 42 десятины 59 пахотной земли, 380 десятин покосов, 28 десятин огородов, 105 десятин посевов, 152 головы крупнорогатого скота, 315 голов лошадей». 

Отдельно хотелось бы рассказать и о колхозе «Байкалец», который за свою долгую историю прошел большой путь. Как уже указывалось выше, первый был создан на основе бывшего рыболовецкого кооператива «Байкал» созданного в конце 1917 года и возглавляемого Башаровым Г.П. Если в конце 1917 года у рыбаков было всего несколько концов сетей отнятых незадолго до этого у частных рыбопромышленников, то к 1927–28 гг. кооператив был переименован в «Рыбак и пахарь» и на его базе были организованы 4 рыболовецкие бригады, который вели лов рыбы с частичной переработкой и дальнейшей реализацией как местному населению, так и отправкой в Баргузин или Верхнеудинск (Улан-Удэ). Однако новое название не прижилось, так как сильно резало слух. Поэтому общим собранием рыбаков «Рыбак и пахарь» сменил название и с 1929 года был известен как «Рыбак». На смену ушедшего Башарова Г.П. был назначен новый председатель, им становиться Кузнецов А.Ф., ему в помощь были выбраны члены правления Башаров Д.П. и Малыгин И.И. из старых и всеми уважаемых рыбаков - башлыков как сказали бы сами рыбаки и были бы правы. На балансе у товарищества был невод и несколько сетевых лодок на веслах. К 1932 году «с увеличением лова рыбы последнюю продают государству и на вырученные от продажи рыбы деньги покупают катер и мореходку…». Несмотря на то, что существовало коллективное хозяйство, находились и такие, которые не спешили входить в колхоз, они продолжали жить отдельно от основной массы, самостоятельно ловили рыбу для собственных нужд и продавали ее на рынке. Но таких семей было мало.

Люди старшего поколения и те, кому в настоящее время за тридцать наверняка еще помнят, что в поселке был и свой рыбозавод, на котором работали как жители Усть–Баргузина так и приезжие из окрестных сел. Приехав в Усть–Баргузин эти люди становились через некоторое время «местными» наравне с коренными жителями поселка. Усть–Баргузинский рыбозавод просуществовал долгое время, выстоял в Великую Отечественную войну и рухнул в одночасье под натиском новой «демократической» власти на самом своем взлете… А как начиналась история этого предприятия давайте заглянем в 1922 год…

…С усилением политики национализации частной собственности в 1922 году в поселок зимой по льду Байкала доставляют «…из Посольска (Кабанский район) минирыбозавод братьев Вассерман». Первое время завод размещался в частных домах бывших рыбопромышленников Зубкова и Новикова. Но как работать на оборудовании завода никто не знал, а многие впервые видели подобные железяки, назначение которых было для них совершенно не известным «…Позднее были направлены в Усть–Баргузин и братья Вассерман в качестве специалистов и для обучения рабочих консервному производству. Первоначальное количество рабочих достигает 30 человек, на станках работали вручную и выпускали за смену 300 – 400 банок с рыбными консервами. В 1924 году были установлены две закатывющие машины, два утюга для рассовки резинки к донышкам банок, ножницы для раскроя жести и две отбортовочные машины. Варка консервов производилась в железном ящике, который предварительно наполняли водой. Слабая техническая база, изношенность оборудования и механизмов естественно тормозили рост готовой продукции. Но уже к 1926 году завод имеет механический, паяльный, кулинарный, автоклавный цеха и склад готовой продукции. Первым директором рыбозавода назначается бывший политический ссыльный Падзик Г.И.». Первая электронная лампа в поселке загорелась в 1930 году на территории рыбозавода. Это торжественное и волнующее для всех событие было встречено аплодисментами и криками радости, смешанной с любопытством. А что говорить до мальчишек, то они порой долго не уходили по вечерам домой только для того чтобы собственными глазами вновь и вновь увидеть зажигание лампы. Спорили до хрипоты, в какой именно момент вспыхнет свет, что заставляли сторожа выходить из сторожки и пугать их берданкой.

С очередным кризисом НЭПа и окончательным его свертыванием в конце 20–х. гг. была окончательно уничтожена частная торговля, вновь было усилено давление на деревню за счет вовлечения крестьян в колхозы и уничтожением зажиточного односельчанина, то бишь кулака, как классового врага. С новой силой разгорается антирелигиозная пропаганда, направленная на окончательное разрушение церкви и уничтожение ее верных служителей.
 
В эти же годы были разобраны часовни в с. Башарово и на берегу Байкала (к сожалению не известно, в честь какого святого была освещена эта часовня. Она была поставлена еще до ноября 1917 года одним из купцов в память об утонувшем сыне. Был расстрелян и приходской священник, о. Александр (фамилия священника к сожалению неизвестна как и не найдена его могила. прим. авт) окормлявший приходы Низовской волости..).
 
Как уже говорилось выше обучение детей рыбаков и близлежащих сел велось в Башаровской церковно-приходской школе. Но после опубликования декрета по отделению церкви от государства обучение становится светским, т.е. государственным и для этих целей постановлением совнаркома г. Верхнеудинска был проведен ряд мер по запрещению преподавания в школе Закона Божия, церковнославянского языка и многих других дисциплин, которые, по мнению большевиков, могли быть направлены на развитие контрреволюционных идей в умах людей. Для воспитания подрастающего поколения в духе воинственного атеизма и научного материализма в 1923 году открывается и своя Усть–Баргузинская начальная школа. Школа долгое время размещалась в доме купца Купора, этот дом сохранился до настоящего времени и стоит на стыке улицы Ленина и Советской невдалеке от проходной Усть–Баргузинского лицея №20. (не смотря на свой более чем столетний возраст дом сохранился хорошо за исключением двух сгнивших венцов. (дан-ные на сентябрь 2001г. прим.авт.). Обучение было двухгодичным. Детей в это время обучали Штриль Цива Леонтьевна, Жмотова Софья Васильевна, Шипунова Любовь Варфоломеевна и Гуревич Самуил Борисович. «Позднее в поселке было начато строительство здания Усть–Баргузинской школы на базе семи классов обучения. Первым директором, школы, был Манзырев И.В., завуч Гуревич С.Б., ушедшие на Великую Отечественную войну и сложившие свои головы за освобождение нашей Родины».




Александр Башаров 
Просмотров: 2780 | Добавил: BOOT | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 2
1 Alebash  
0
Максим! А каким образом к тебе попала если не секрет моя информация?...

3 Alebash  
0
Спасибо большое за правду Максим! Тему подсказали мне двое человек это доктор исторических наук Васильева Светлана Владимировна мой научный руководитель и Мудров Евгений... Остальное увы приходилось искать методом ищейки. Работа далеко не закончена и продолжает развиваться... Возникнут вопросы пиши в личку или в "Одноклассники".

Имя *:
Email *:
Код *: